Стили каратэ

Помимо Киокушинкай каратэ в Японии и других странах существует множество различных стилей и направлений каратэ. Несмотря на некоторые отличия, все они имеют общую основу - кулачное искусство простолюдинов Окинавы. Мастера по-разному интерпретировали классическую технику, что и вызвало возникновение различных стилей.

ШОТОКАН (СЁТОКАН) КАРАТЭ-ДО. Создан в 30-х годах 20 в. Фактическим создателем этого стиля является Фунакоси Гитин (1869-1957), первый великий мастер японского каратэ. Поскольку сам Фунакоси выступал против разделения каратэ на стили, то Шотокан был оформлен и официально зарегистрирован его сыновьями и ближайшими учениками. В основе стиля лежит техника Сюри-тэ, для которой были характерны изощренные приемы боя на близкой дистанции и удары ногами, наносимые преимущественно на нижнем уровне. Шотокан отличается преимущественно линейным приложением силы, поскольку кратчайший путь к цели - прямая, что резко контрастирует, например, с Годзю-Рю или стилями китайского цюань-шу, изобилующими круговыми движениями. Низкие, широкие, прочные стойки. Переходы динамичные и четкие. Удар идет от бедра, мощные, энергичные движения, очень богатая и сложная техника рук. Блоки жесткие, движения экономные. Удары ногами на нижнем и среднем уровне. Имеется хорошо продуманная бросковая техника. Ныне Шотокан представлен несколькими японскими и международными организациями, старейшей из которых является Японская ассоциация каратэ(JKA), основанная учениками Фунакоси Гитина в 1949 г. (1994 г. на ее основе создана Всемирая федерация - JKA WF). Соревнования по Шотокан проводятся по безконтактным правилам.

СИТО-РЮ (ШИТО-РЮ) КАРАТЭ-ДО. Создан в 1930 г. окинавским мастером Мабуни Кенва (1889-1952) Основан окинавским мастером Кэнва Мабуни в 1930 году. Мабуни учился у двух самых знаменитых наставников на Окинаве - Итосу (Сюри-тэ) и Хигаонны (Наха-тэ). В 13 лет Мабуни был принят в школу мастера Итосу и на протяжении семи лет постигал тонкости Сюри-тэ, а в 20 лет Мабуни начал заниматься под руководством мастера Хигаонны. Соединив позднее оба эти направления в единую систему, он назвал ее Сито-Рю, зашифровав в названии фамилии своих учителей. Мабуни пользовался на Окинаве большим уважением, как человек, сумевший добиться больших успехов в освоении сразу двух стилей. В основном жесткий, стиль Сито-Рю акцентирует внимание на ката из Серэй-Рю, не отказываясь при этом от мягкости, свойственной Серин-Рю. Стиль представляет собой нечто среднее между окинавскими и японскими стилями. Ведущая международная организация - Всемирная федерация каратэдо Сито-рю (основана в 1993 г.).

ГОДЗЮ-РЮ (ГОДЖУ-РЮ) КАРАТЭ-ДО. Японская ветвь этого стиля возникла в начале 30-х гг. 20 в., когда основатель Годзю-рю, окинавский мастер Мияги Тёдзюн (1888-1953) по приглашению Ямагути Гогэна (1909-1989), наставника спортклуба при университете Рицумэйкан посетил Японию. В результате этого визита Ямагути стал учеником Мияги и приемником школы Годзю-Рю в метрополии. Ямагути развил бурную деятельность. Он учредил институт в Киото, намереваясь ввести каратэ как секцию в Бутокукай, чего и достиг в 1930 году. К 1935 году он создал Всеяпонскую ассоциацию Годзю-Рю каратэ-до (AJCKA), ныне Годзю-кай каратэ-до объединяющую множество школ по всей Японии. Слово "годзю" представляет собой японский перевод китайского идиоматического выражения, состоящего из двух слов противоположного значения: "го" (твердое) и "дзю" (мягкое), что сродни понятию ИНЬ-ЯН. В технике Годзю-рю сильно чувствуются китайские корни. Движения сильные и мощные, хорошее сочетание резких и плавных действий. Как правило в Годзю-Рю, атака не пресекается эквивалентным по жесткости блоком. Удар отводится мягким блоком, и, сохранив тем самым силу, каратэка с максимальной скоростью и концентрацией, направляет ее во встречном движении на противника. В Годзю-Рю уделяется особое внимание своевременным атакующим действиям и скорости реакции. Имеет место большое количество уходов в сторону, в отличие от многих других стилей каратэ, где доминирует линейное приложение сил. Большое внимание уделяется силовой подготовке. Ответвлениями японского Годзю-рю являются Юсинкан и Сэйгокан.

ОКИНАВСКОЕ ГОДЗЮ-РЮ. Наряду с японской, продолжает развиваться м окинваская ветвь этого стиля, созданног Мияги Тёдзюном в 20-х гг. Годзю-Рю представляет собой окинавскую систему каратэ, состоящую из сочетания жестких и мягких, медленных и быстрых движений, совмещенных с глубоким брюшным дыханием. Во время исполнения технических приемов корпус держится прямо и короткие шаги используются для перемещения вперед и для отступления, что характерно для ведения боя на короткой дистанции. Арсенал стиля состоит на 85% из приемов руками (прямые, круговые, удары локтями) и приблизительно на 15% из ударов ногами. Основными ударами считаются передний фронтальный восходящий и боковой. В процессе тренировок удары ногами наносятся максимально высоко и близко к поражаемой области, В реальном же бою ноги не поднимаются выше пояса. окинавский стиль Годзю-Рю является одним из четырех больших стилей каратэ-до на Окинаве и входит во Всеокинавскую Ассоциацию каратэ-до (АОКА). Глава стиля сейчас - Мэйтоку Яги, ученик Мияги, проживающий в г.Наха. В настоящее время также существует Международная федерация окинавского Годзю-Рю (IOGKF) Хигаонны Морио и Дзюндокан, возглавляемый Иха Косином.

ВАДО-РЮ КАРАТЭ-ДО. Создан в 1939 г. Оцукой Хиронори (1892-1982), врачем по профессии. Название "вадо-рю" можно перевести как "Школа пути мира" или "Школа японского пути". Воспитанный в классических традициях бу-дзюцу, школы дзю-дзюцу Синдо-Есин-Рю, Оцука по-своему реализовал свой взгляд на воинские искусства и каратэ-до - в частности. Очень четко прослеживается влияние дзю-дзюцу на технику и тактику. Это, пожалуй, самый "японский" стиль каратэ-до из всех. Недаром Оцука первым был удостоен звания "ханси" на высшем государственном уровне. Он отказался от бескомпромиссной жесткости и лаконичности стиля Фунакоши, свойственной, кстати, окинавскому каратэ. Он также отказался от усиленной подготовки поверхностей рук и ног, считая это пустой тратой времени и сил. Главный смысл тренинга в Вадо-Рю состоит не в шлифовке технических приемов, не в принципах работы тела, но в развитии определенного состояния разума (мидзу-но-кокоро, му-син). Техника Вадо-рю отличетсяь от прочих школ «прикладной» ориентацией, широким использованием ударов в прыжке, скручиванием корпуса при ударах в исходных стойках, частотой атак двумя руками одновременно.

Вернуться на главную